Организация деловых мероприятий
Н. Новгород, ул. Пушкина, 20, пом. 4
8 (831) 411-19-83

Анализ соблюдения правил отпуска рецептурных лекарственных препаратов из аптек

Мороз Т. Л., Рыжова О. А.
Ремедиум Приволжье, № 6 (174) 2019

В Российской Федерации в последние 20 лет проблема рецептурного отпуска лекарственных препаратов (ЛП) стоит очень остро. Население основную часть ЛП, кроме подлежащих предметно-количественному учету и получаемых льготными категориями пациентов, приобретает в аптеках без рецепта врача, что приводит к распространению самолечения, следствием которого является снижение безопасности использования лекарственных препаратов. 

Источник: http://businesspskov.ru/rbusiness/buslugi/123032.html

Удельный вес рецептурных лекарственных препаратов (РЛП), отпускаемых без рецепта врача, составляет около 80%. Повсеместное несоблюдение правил отпуска РЛП из аптек резко снижает безопасность их применения пациентами, приводит к дальнейшему распространению самолечения.

Уровень информированности фармацевтических специалистов по вопросам соблюдения требований действующих нормативных документов к отпуску РЛП из аптек достаточно высок, но это не является определяющим фактором в решении проблемы, необходимы поддержка и организационное сотрудничество со стороны врачебного сообщества.

Приказ Минздрава от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения» содержит основные требования к правильному отпуску (реализации) из аптек как рецептурных, так и безрецептурных ЛП (БРЛП). Приказ предполагает, что все специалисты, осуществляющие отпуск РЛП, хорошо знают правила их назначения, оформления рецептов и могут проводить фармацевтическое консультирование.

Требования к персоналу аптечных организаций по отпуску ЛП, утвержденные приказом Минздрава от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», предусматривают соблюдение правил отпуска из аптек как рецептурных, так и безрецептурных ЛП, а также представление достоверной информации о товарах аптечного ассортимента, их стоимости и проведение фармацевтического консультирования.

Наблюдаемые в аптеках нарушения положений приказа № 403н в части отпуска ЛП из аптек обусловили выбор цели настоящего исследования. Для достижения данной цели были поставлены задачи, первая из которых — выяснить, обладают ли работники первого стола необходимыми знаниями о порядке отпуска ЛП.

Первая группа вопросов была связана с выяснением общих знаний о правилах назначения и отпуска ЛП. Незнание нормативных документов по назначению ЛП приводит к отказам в отпуске выписанных ЛП, конфликтам с больными и их родственниками, отпуску РЛП без рецепта врача и непредсказуемым результатам самолечения.

Проведенное анкетирование специалистов показало, что только 33% из них знают действующий нормативный документ, регламентирующий правила отпуска ЛП, — приказ № 403н; 47% опрошенных назвали отмененный приказ № 785; по 10% специалистов указали приказы № 54н и № 183н.

Таким образом, 67% опрошенных указали недействующий документ. На вопрос: «Где можно найти информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов?» 72% опрошенных ответили «в инструкции», 68% — «на упаковке», 40% специалистов в качестве источника информации назвали Интернет и 18% — Государственный реестр лекарственных средств.

Далее следовала группа вопросов, призванная уточнить понимание фармацевтическими работниками правил отпуска РЛП из аптек. На вопрос: «Можно ли отпустить гипотензивный лекарственный препарат без рецепта?» 65% фармацевтических специалистов ответили, что можно, 16% — нет, 7% — не всегда, 13% — не знают.

На вопрос: «Можно ли отпустить антибактериальные лекарственные препараты по выписке медицинской организации?» мнения разделились: 40% респондентов считают, что можно, 38% — нельзя, 10% — не всегда и 12% — не знают. Полученные ответы говорят о том, что фармацевтические работники не видят принципиальной разницы в делении ЛП на рецептурные и безрецептурные: 65% опрошенных считают, что можно отпускать гипотензивные препараты без рецепта, несмотря на то, что в этой группе все ЛП — рецептурные.

При этом 40% специалистов в принципе не считают необходимым отпускать РЛП строго по рецептам. Причина сложившегося отношения
к отпуску РЛП коренится в ФЗ от 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средствах», где дано определение рецепта, характеризующее только его медицинское значение: «рецепт на лекарственный препарат — медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления…».

В связи с неясной формулировкой в ФЗ-61 приходится вспомнить принятое ранее толкование понятия «рецепт»: Рецепт — это письменное обращение врача (фельдшера) к фармацевту об отпуске больному лекарственных препаратов с указанием дозы и способа применения лекарств.

Рецепт является медицинским, юридическим и финансовым документом. Как ни странно, на вопрос о значении рецепта 100% опрошенных специалистов назвали только финансовое. Следующая группа вопросов была ориентирована на проверку знаний фармацевтических работников о ЛП, отпускаемых строго по рецепту: наркотических и психотропных ЛП списка II, психотропных ЛП списка III и ЛП, подлежащих ПКУ.

Постановка этих вопросов преследовала и еще одну цель — выяснить, почему в аптеках нередко отказывают больным в отпуске обезболивающих ЛП в то время, когда на государственном уровне решается проблема повышения доступности обезболивания для людей с выраженным болевым синдромом любого генеза.

Второй вопрос был задан для выяснения мнения специалистов о возможности отпуска пластыря «Дюрогезик» по рецепту формы 148−1/у-88. 42% считают, что можно, 35% — нельзя, 17% — не всегда, 6% — не знают. Полученные результаты показали, что аптеки нередко создают препятствия больным в получении трансдермальных терапевтических систем с наркотическими средствами списка II, а также ЛП, содержащих сочетания наркотических средств списка II с антагонистами опиоидных рецепторов (бупренофин + налоксон и оксикодон + налоксон) по рецептам, выписанным на бланке 148−1/у-88, требуя специальный рецептурный бланк на наркотическое средство формы 107/у-НП.

Следующий вопрос: «Можно ли отпустить трамадол в ампулах по рецепту формы 148−1/у-88 в количестве 30 ампул?» был поставлен с целью выяснить, насколько фармацевтические работники знакомы с порядком назначения и отпуска ЛП, подлежащих ПКУ, и с предельно допустимым количеством такого ЛП в одном рецепте.

34% специалистов ответили, что можно, 28% — нельзя, 23% - не знают, 15% — не всегда. Дело в том, что постоянно и повсеместно медицинские работники пытаются ограничить назначение, а аптечные работники — отпуск трамадола в различных лекарственных формах по двум причинам:  многие медицинские и аптечные работники считают, что трамадол относится к наркотическим средствам, т. к. не знакомы с разделом II приказа Минздрава от 22.04. 2014 № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметноколичествен ному учету»; ограничивают количество отпускаемых упаковок трамадола, не зная, что трамадол не имеет ограничений по предельно допустимому количеству ЛП в одном рецепте (приложение 1 к приказу Минздрава от 20.12.2012 № 1175н).

Ответы на группу этих вопросов показали, что фармацевтические работники не имеют четкого представления о действующих формах рецептурных бланков и правилах выписывания ЛП, не обращают внимания на указание на упаковке и в инструкции ЛП о порядке отпуска ЛП из аптек; не знакомы с ЛП, подлежащими ПКУ.

Отказы и ограничения в отпуске трамадола не позволяют многим пациентам использовать достаточно сильный анальгетик, не относящийся к наркотическим и психотропным лекарственным средствам. Следует отметить, что приказ № 403н не только не решил задачу соблюдения правил отпуска РЛП, но и создал новые проблемы в связи с неточностью некоторых формулировок, отсутствием пояснения необходимости или последовательности выполнения тех или иных действий.

В связи с этим были поставлены вопросы, касающиеся новелл приказа МЗ РФ № 403н, связанных с отпуском некоторых групп ЛП, не относящихся к наркотическим и психотропным и не подлежащих ПКУ. На вопрос: «Нужно ли оставлять в аптеке рецепт на Фенибут формы 107−1/у с указанием „хроническому больному“?» 63% опрошенных ответили, что не знают, 25% считают, что надо оставлять, 7% — что нет и 5% — что не всегда.

Прежде всего, это касается порядка отпуска антипсихотических и некоторых других групп ЛП по АТХ классификации, не входящих в списки II и III наркотических средств и психотропных веществ и не подлежащих ПКУ, рецепты на которые оставляются в аптеке и хранятся в течение трех месяцев.

Неоднозначно воспринимаются все положения приказа № 403н, связанные с отпуском этилового спирта и спиртосодержащих ЛП. Многие аптечные работники не знают, какое количество флаконов спиртосодержащих ЛП можно отпускать единовременно, есть ли ограничения по объему флаконов и т. д.

На вопрос об отпуске настойки календулы без рецепта 61% опрошенных ответили, что можно, 27% — нельзя, 7% — не знают, 5% — не всегда. Заключительный вопрос анкетирования был задан для получения информации о факторах, которые приводят к нарушению фармацевтическими работниками правил отпуска ЛП.

Ответы были следующими: 42% — желание помочь людям; 67% — зависимость заработной платы от товарооборота; 57% — высокая конкуренция между аптеками; 37% — нечеткое взаимодействие с медицинскими организациями; 15% — другое.

Таким образом, выявленное в результате анкетирования очень слабое знание фармацевтическими специалистами правил отпуска ЛП, неумение оценить правильность оформления рецепта, ошибки и необоснованные отказы в отпуске ЛП в основе своей имеют одну причину — необходимость постоянного наращивания объема продаж ЛП и стремление аптечных работников к росту собственной заработной платы, которая напрямую зависит от результатов личных продаж ЛП, что сводит на нет попытки государственного регулирования отпус ка ЛП населению РФ.

Нарушение действующих правил фармацевтическими специалистами, понимающими необходимость отпуска РЛП по рецептам врачей, часто зависит еще от двух факторов:  желания помочь больному, удовлетворить его просьбу о приобретении того или иного ЛП, чтобы облегчить состояние;  отсутствия в медицинских организациях рецептурных бланков формы 107−1/у, нежелания, а в настоящее время еще и неумения выписывать рецепты.

Еще одна коллизия возникает в связи с тем, что далеко не все нуждающиеся больные посещают врача для осмотра и получения рецепта. Огромное количество населения не обращается к врачам по причине низкой доступности медицинской помощи, загруженности на работе и т. п. Эта категория больных занимается исключительно самолечением, используя свободно отпускаемые из аптек РЛП, со всеми вытекающими последствиями.

Изменение данной ситуации невозможно без решения проблемы повышения доступности медицинской помощи. Проведенное исследование показало, что более половины опрошенных специалистов не знакомы с действующими правилами отпуска рецептурных ЛП из аптек, не знают нормативные документы, не выполняют установленные требования в связи с непониманием условий их выполнения. Повсеместное нарушение правил отпуска рецептурных ЛП из аптек резко снижает безопасность их применения пациентами и приводит к дальнейшему распространению самолечения.

Источник: Журнал «Ремедиум» № 4–5, 2019. 
DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2019-1-2-6-14
Авторы
Мороз
Татьяна Львовна
д.фарм.н., профессор кафедры фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования — филиал ФГБОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей» МЗ РФ (Иркутск)
Рыжова
Ольга Александровна
к.фарм.н., ассистент кафедры фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования — филиал ФГБОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей» МЗ РФ (Иркутск)
Подписка на новые материалы
Смотрите также
Цифровизация здравоохранения
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Главная темаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Нижегородской области: интеграция в работе специалистов здравоохранения и социальных служб — возможности синергичного эффекта
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Ульяновской области: достижения и перспективы
Пресс-служба Минздрава Ульяновской области
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Чувашской Республики: национальные проекты в действии
Пресс-служба Минздрава Чувашской Республики
Ремедиум Приволжье, № 3 (180) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Оренбургской области: подводя итоги
Пресс-служба Минздрава Оренбургской области
Ремедиум Приволжье, № 2 (179) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения