Зеркальный лабиринт взаимоотношений фармацевтов и врачей
Ремедиум Приволжье, № 6 (174) 2019
Работники медицинской и фармацевтической отраслей — два основополагающих звена системы здравоохранения. От качества их взаимодействия во многом зависит успех всего лечения пациента. Медицина и фармация испокон веков развивались рука об руку, в разные эпохи выходили на авансцену представители то одной, то другой специальности, но необходимость и важность обоих фронтов борьбы за здоровье человечества ни у кого не вызывало сомнений.
Но дополняют ли друг друга эти звенья в современных реалиях? Результаты экспертного опроса, проведенного исследователями проекта «Фармзнание», в котором приняли участие свыше 1500 специалистов разных профилей, далеко не радужные и демонстрируют недопонимание и отсутствие отлаженного взаимодействия.
Фармацевтическое и врачебное сообщества существуют в параллельных «реальностях». Приведем лишь некоторые примеры: 95% сотрудников фармацевтической отрасли считают, что, заболев, половина населения в первую очередь обращается в аптеку. При этом в комментариях к ответам респонденты отметили, что такое положение дел в первую очередь связано с проблемами россиян при получении медицинской помощи.
Попасть день в день сложно даже к терапевту, поэтому те, кому не требуется срочное вмешательство, зачастую предпочитают идти в аптеку, где могут получить консультацию в рамках ответственного самолечения. Однако ситуации, в которых работники аптек направляют страждущего к врачу, — не редкость.
Более половины опрошенных врачей (58%) подтвердили, что пациенты приходят на прием по рекомендации фармацевтического работника, при этом к 15% из них пациенты «из аптеки» приходят регулярно, к 43% — изредка. С другой стороны, и некоторые провизоры признались, что иногда берут на себя функцию врачей и вопреки стандартам рекомендуют препараты даже при серьезных заболеваниях.
45% респондентов из числа врачей уверены, что главное для фармацевтов сегодня — продать как можно больше лекарств, однако 53% из них помнят, что помимо продаж фармацевтические работники информируют и консультируют покупателей по вопросам профилактики и лечения заболеваний.
А вот 42% опрошенных фармацевтов обозначили больную тему — частые ошибки в назначениях лекарств. Наиболее распространенными ошибками во врачебных назначениях фармацевты считают:
- неверную дозировку лекарств, такой ответ дали 31% от общего числа респондентов;
- 20% голосов обозначили назначение пациенту лекарственного препарата, неразрешенного в данном возрасте;
- 18% сталкиваются с назначениями лекарственных препаратов без учета их взаимодействия с другими лекарствами.
67% опрошенных фармацевтов сознались в том, что дают посетителям советы относительно лекарств в рамках своей компетенции, даже если они отличаются от назначения врача, правда, делается это лишь в том случае, когда выписанный медиком препарат или нужная дозировка отсутствуют в аптеке — то есть не наперекор, а в дополнение.
Что думают о компетентности фармацевтов и их полномочиях врачи, можно определить из ответов на вопрос: Сталкивались ли вы с ситуацией, когда фармацевтический работник изменял назначенную схему лечения? Как показали ответы на этот вопрос, с вмешательством фармацевтов во врачебные дела периодически сталкивается большая часть медиков.
12% опрошенных сообщили, что наблюдают это регулярно, 44% — изредка. Но, с другой стороны, еще 44% респондентов никогда не встречались с такими ситуациями в своей практике. Однако при этом компетентными в подборе лекарственных препаратов провизоров и фармацевтов считают лишь 29% респондентов-врачей.
Сопоставляя эти данные с ответами фармацевтов, можно сделать вывод, что в большинстве случаев «фармацевтических вмешательств» речь идет о корректировке назначения в соответствии с инструкцией к выписанному препарату. Рецепты преткновения: отсутствие рецепта и ошибки в оформлении рецептурных бланков.
78% опрошенных фармацевтов регулярно сталкиваются с рекомендациями врача на «листке», без оформления рецепта и выражают мнение, что, избегая рецептов на официальных бланках, медики пытаются снять с себя ответственность за лечение пациента (если что-то вдруг пойдет не так).
С ошибками в рецептах 72% работников аптек сталкиваются регулярно. По закону дефективные рецепты считаются недействительными и подлежат регистрации в специальном журнале. Работники аптеки также должны известить о случившемся руководство допустившего неточность врача, но лишь 66% фармацевтов готовы заниматься этой нужной, но все-таки бюрократической процедурой, 10% респондентов не хотят заниматься бумагомаранием, но готовы сообщить об ошибке самому покупателю, а 15% опрошенных заявили, что, несмотря на ошибку, отпустят клиенту лекарство, если оно не подлежит предметно-количественному учету.
Профессиональные стандарты возлагают на сотрудников аптек обязанность информировать врачей о текущем положении дел на фармацевтическом рынке: новых лекарствах, нюансах их применения, аналогах и т. п. Однако отлаженного и контролируемого канала для обмена такой информацией в России сейчас нет, нишу заполняют лишь медицинские представители компаний-производителей, но конфликт интересов не позволяет им это делать объективно и комплексно.
Как показал опрос, значительная часть работников обеих отраслей здравоохранения даже не подозревает о существовании другой возможности. В современных аптеках упразднена должность провизора-информатора, который раньше отвечал как раз за такой обмен опытом. С исчезновением должности исчезло и взаимодействие, оно редко происходит по личной инициативе сторон, в неформальном общении или на совместных профессиональных мероприятиях.
Врачи не идут на контакт, при этом 46% указали, что при необходимости могут выйти на связь с сотрудниками аптек и задать им интересующие вопросы. Обобщив результаты ответов представителей обеих сторон, можно прийти к выводу, что врачебное и фармацевтическое сообщества сегодня по большей части работают обособленно друг от друга.
Каждая из отраслей имеет свои специфические задачи, но общая работа на благо здоровья пациентов все же заставляет медиков и фармацевтов взаимодействовать, пока это происходит редко и далеко не всегда эффективно, как хотелось бы, и необходим поиск эффективных коммуникаций в достижении общей цели — выздоровления пациентов.