Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
Ремедиум Приволжье, № 2 (179) 2020
doi.org/10.21145/2686−8113−2020−2−5−8
Burnout syndrome in healthcare providers
Mikhailova V.V.
В последние годы наблюдается возрастание интереса к исследованию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Предупредительная работа над эмоциональным выгоранием у медицинских работников помогает снизить уровень стресса, увеличить удовлетворение от работы и повысить ее эффективность, найти баланс между работой и личной жизнью.
Впервые термин «burn-out» — «сгорание, выгорание», предложил Г. Дж. Фрейденбергер в 1974 г. в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Согласно Фрейденбергеру, эмоциональное выгорание — это характеристика психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами), в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
В дальнейшем социальный психолог К. Маслач определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам».
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, связанное с работой. С выгоранием связана также деперсонализация.
В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. К. Маслач подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».
По мнению отечественного психолога В. В. Бойко, синдром эмоционального выгорания представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
На сегодняшний день профессиональное выгорание в наиболее общем виде трактуется как реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Ведущую роль в синдроме выгорания играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек». Проведенные в различных странах исследования свидетельствуют о том, что особой группой риска являются медицинские работники.
Профессия медицинского работника любой квалификации и области специализации требует от человека разносторонней образованности, постоянного повышения квалификации, а также обладания специфическими личностными качествами: эмпатией, терпением, чувством долга, наблюдательностью, решительностью, в определенной степени, способностью и готовностью рисковать и др.
Работа медицинских сотрудников сопряжена с высоким уровнем ответственности, предполагает постоянную психоэмоциональную нагрузку, связанную с ежедневным длительным напряженным общением с людьми, повышенным чувством ответственности за жизнь и здоровье пациентов, что в дальнейшем может способствовать развитию эмоционального выгорания на рабочем месте.
Также одной из причин эмоционального выгорания медицинских работников является высокая интенсивность работы. Средний коэффициент занятости медицинского персонала — полторы ставки. Таким образом, проблема эмоционального выгорания представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.
Вероятность и степень проявления синдрома эмоционального выгорания медицинского работника является результатом комплексного сочетания различных параметров: пол, возраст, стаж работы, область специализации, тип лечебно-профилактической организации, где работает специалист, режим работы, личностные психо-эмоциональные характеристики, социально-психологический климат в рабочем коллективе, семейное положение.
Например, самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются среди врачей-онкологов. Также СЭВ в большей степени подвержены хирурги, терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, психиатры, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.
В группу риска возникновения СЭВ также входит профессия медицинской сестры. Данный вид работы предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания.
В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5−9 лет.
В. В. Бойко описывает следующие характеристики эмоционального выгорания, которые можно обозначить как симптомы, позволяющие диагностировать развитие СЭВ у специалиста:
- Снижение умственных возможностей и психологической активности.
- Холодность в общении с близкими и родными людьми.
- Цинизм в общении со всеми участниками профессиональной деятельности: руководство, коллеги, пациенты и их родственники.
- Проявление безразличия к обязанностям и к профессии в целом.
- Снижение деловой активности и личной мотивации.
- Появление неудовлетворенности результатами работы и ощущения профессиональной непригодности.
- Агрессия без явных причин, ярко выраженное недовольство окружающими и собой.
- Ухудшение состояния здоровья: головные боли, плохой сон и аппетит и снижение качества жизни в целом.
Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в лечение синдрома эмоционального выгорания, то самопроизвольного улучшения не произойдет. В выраженных формах синдром эмоционального выгорания подлежит тщательному и полному врачебному психотерапевтическому лечению.
Исследования показывают, что подавляющее большинство медицинских работников недостаточно информированы о последствиях синдрома, не владеют элементарными навыками саморегуляции и релаксации, имеют низкий уровень стрессоустойчивости, малоактивны в стремлении преодолеть стресс, разрешить конфликтную ситуацию.
Данный факт свидетельствует о важности применения мер профилактики, предупреждающих выгорание. На сегодняшний день необходимой и первоочередной частью профилактики эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов еще на уровне обучения в вузе.
Это не только теоретические основы психологии, но и практическое обучение, которое направлено на развитие стрессоустойчивости в жизни и на рабочем месте. В рамках профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания целесообразным считается разработка специальных коррекционных программ.
Коррекционная программа профессиональной деятельности сотрудников, работающих в сфере помогающих профессий, включает, как правило, три этапа: подготовительный (начальный), основной и завершающий.
Подготовительный этап предполагает диагностику синдрома эмоционального выгорания и личности работника.
Основные методики, которые используются для определения СЭВ:
- Опросник диагностики выгорания К. Маслач и С. Джексон. Включает шкалы по определению эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Используется для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Применяется также в версии, адаптированной Н. Е. Водопьяновой.
- Методика В. В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» является одной из наиболее информативных. Предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.
- Шкала организационного стресса (ШОС) Маклина, адаптированная Н. Е. Водопьяновой, измеряет восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
- В США, Канаде, Японии для выявления «трудоголизма» широко используется вопросник Б. Киллинджер.
- Личностный опросник Р. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.
- Методика Е. П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия» для определения направленности агрессии на себя или других людей.
- Методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва «Личностная агрессивность и конфликтность» используется для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.
К личностным детерминантам синдрома эмоционального выгорания относятся такие индивидуально-психологические особенности личности сотрудника, как низкая адаптивность к стрессу, выраженная эмотивность, особенности характера, низкая самооценка, недостаточная мотивация, проблемы в ценностно-мотивационной сфере (формирование когнитивных стереотипов) и т. д., которые в совокупности обусловливают полное или частичное несоответствие личности предъявляемым профессиональным требованиям.
К «социальным» детерминантам синдрома относятся проблемы, возникающие на организационном и профессиональном уровнях. Среди организационных факторов — условия и содержание труда, взаимоотношения внутри организации, стимулирование труда, справедливость при решении проблем и т. д.
Основной этап заключается в коррекционных мероприятиях по снижению проявления синдрома эмоционального выгорания или его устранения. На сегодняшний момент одним из эффективных способов борьбы с эмоциональным выгоранием является СВТ (cognitive behavioral therapy — когнитивно-поведенческая психотерапия), сеансы групповой психотерапии по методу М. Балинта.
В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые участники группы сами выносят на обсуждение.
Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами.
В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и другие. Также среди моделей коррекции СЭВ представляется эффективной рационально-эмоционально-поведенческая модель А. Эллиса.
Данный подход предполагает, что различные эмоциональные нарушения вызываются у человека не только самими событиями и ситуациями, но опосредующими восприятие нерациональными убеждениями или идеями. В структуре восприятия этих людей информационные аспекты сознания всегда связаны с оценочными суждениями негативного характера.
Таким образом, трансформация базовых убеждений личности и отказ от их догматичности может способствовать значительному улучшению эмоционального состояния личности.
Представитель когнитивного подхода Р. МакМаллин предлагает использовать прием, направленный на изменение личной иерархии ценностей. В основе личности лежат ее ценностные ориентиры. В рамках когнитивного подхода консультант помогает клиенту выявить свою личную иерархию ценностей.
Если профессиональная деятельность и ее составляющие (функционал, среда, в которой данный функционал реализуется) соответствуют базовым ценностям личности — то это и есть лучшая профилактика эмоционального выгорания. Другой представитель зарубежной психологии — Р. Д. Рамси — рассматривает профилактику выгорания через установку, отношение человека к своей профессиональной деятельности. Исследователь предлагает план «самообновления», в который он включает ряд рекомендаций: приобретение новых знаний и навыков; определение новых целей в работе и жизни в целом; личностный рост; обучение и помощь малоопытным работникам; развитие лидерского потенциала; рациональный режим труда и отдыха; сбалансированный образ жизни.
Завершающий этап направлен на предотвращение повторного развития или усиления степени проявления синдрома эмоционального выгорания у пострадавшего от синдрома специалиста. Эффективным методом профилактики является использование техник саморегуляции и самовосстановления.
Данные методы можно считать элементами «техники безопасности» для специалистов помогающих профессий, и, в частности, медицинских работников.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием и степенью нервно-психической напряженности с помощью релаксационных техник управления дыханием, мышечным тонусом, представления определенных мысленных образов и слов. Все эти составляющие могут быть использованы как по отдельности, так и в различных сочетаниях.
Также большое значение имеет развитие личностной рефлексии для осознания имеющихся проблем и адекватной их дифференциации, освоения конструктивных способов выхода из стрессовых ситуаций и преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Социально-поведенческий аспект также крайне важен в реализации мер профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников: повышение коммуникативных умений специалистов; обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; освоение технологий управления временем, развитие навыков делегирования и повышения личной эффективности, обеспечение участия в семинарах и конференциях, с возможностью общения и взаимодействия с другими специалистами.
Таким образом, важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания медицинских работников со стороны организации является своевременная диагностика и квалифицированная помощь. В свою очередь, задача каждого специалиста состоит в глубоком осознании смысла своей деятельности, мониторинге собственного состояния (физического и эмоционального) и его своевременной коррекции.