Организация деловых мероприятий
Н. Новгород, ул. Пушкина, 20, пом. 4
8 (831) 411-19-83

Здоровье в персонализированной медицине и новых моделях врачевания

Евстифеева Е. А., Филиппченкова С. И.
Ремедиум Приволжье, № 4−5 (164) 2018

Объяснение здоровья человека сегодня остается фундаментальной научно-концептуальной проблемой, поскольку понятие «здоровый человек» постоянно трансформируется, объем его содержания увеличивается, что указывает на его развитие, неоднозначность и многомерность. 

Источник: https://www.med1urgentcare.com/blog/category/emergency-medical-services/

Целостная картина здоровья требует все более расширительной трактовки. Как нам представляется, концепция персонализированной медицины (ПМ) и технологически обеспечивающая её психологическая модель врачевания служат новым подходом решения указанной проблемы.

Персонализированная медицина — одно из приоритетных направлений Национальной технологической инициативы, которое положено в основу разработки Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года в области здравоохранения. ПМ ориентирована на потенциал междисциплинарной научной парадигмы, как биомедицинского, так и психологического, социального, экономического знания и практической медицины.

Среди четырех базовых принципов ПМ — принцип партисипативности, понимаемый как «сборка» всех субъектов лечебного процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний.

Однако реализация этого принципа возможна при условии переориентации медицинской практики на психологическую модель врачевания, которая комплементарна физикалистской модели врачевания с её естественнонаучной трактовкой здоровья и стандартизированной технологией врачевания.

Психологическая составляющая на уровне всегда сопровождала профессиональную деятельность врача. Однако сегодня очевидна психологической составляющей вопреки тому, что роль психологического фактора в социальных, в том числе медицинских практиках, увеличивается. Он социально желателен и ожидаем, что инициируется общественно заданным вектором к «человеку психологическому».

Вместо личности пациента врач зачастую видит перед собой объект воздействия, а процесс лечения алгоритмизируется и бюрократизируется. Остановить процесс дегуманизации лечения отчасти призвана психологически ориентированная модель врачебной деятельности. В проекции идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный на новых научных данных межличностный конструкт рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике.

Основная цель построения психологической модели взаимодействия субъектов врачевания состоит в рефлексии, стимулировании и пропаганде культуры здоровья, обосновании идеи конструирования «здоровья» через совместную деятельность «врач — пациент», расширяющей возможности самореализации человека в ситуации излечения.

Концептуальными основаниями психологической модели взаимодействия врача и пациента в лечебной деятельности являются идеи и идеалы рациональности, методология системного анализа и конструктивизма, междисциплинарный тип знания, идея холистической трактовки феномена персонализированной, превентивной, предикативной и партиципационной медицины, субъектный подход в профессиональной деятельности и партнерских коммуникациях в системе «врач — пациент».

Ей соответствует построение образа врача, отвечающего духу и психологическим запросам современности, трансформирующейся профессиональной идентичности, развитости рефлексивного сознания, особенностям личностных и субъектных качеств в профессиональной деятельности.

Базовый принцип партисипативности понимается как «сборка» всех участников лечебного процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний

Формирование и инициирование вышеуказанных качеств выступает условием разработки образовательных стратегий, адекватных современным российским реалиям высшего профессионального образования, ориентированных на расширение личностного потенциала и рефлексивного сознания в профессиональной деятельности, а также когнитивную и профессиональную гибкость, атрибуцию ответственности, доверительности и мобильности в профессиональных коммуникациях.

Психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания вытесняет стандартизированный подход к пациенту, в ней между врачом и пациентом формируются субъект-субъектные отношения и феномен «разделенной» ответственности за результат излечения путем восхождения к «рефлексивности».

Пациент — рефлексивная система, на которую «воздействуют» и которой управляют От его рефлексивной позиции по отношению к реалиям заболевания зависит выбор пути нахождения медико-психологического «баланса» в диагностическом измерении качества жизни, связанного со здоровьем.

Обладая определенной степенью рефлексивности, он отображает репрезентирует, проецирует, конструирует результаты медицинского воздействия в ситуации заболевания и реабилитации, а также способен адекватно принять наличную ситуацию со здоровьем, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться. Высокий уровень рефлексивности обеспечивает превращение пациента в активного и ответственного субъекта управления своим здоровьем, мобилизует его психологические ресурсы к преодолению внешних и внутренних препятствий на пути улучшения качества жизни, связанного со здоровьем.

Субъективность, рефлексивность, психологическая особенность восприятия медицинских действий и манипуляций могут существенно изменять результат этих действий, а также менять субъективные показатели качества жизни, связанного со здоровьем. Это те «внутренние переменные» рефлексивной системы, которые выдвигаются на первый план в медикопсихологической реальности, становясь стержнем развития в ситуации врачевания.

▐ В идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный на новых научных данных межличностный конструктор рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике▐

Актуальность восхождения к рефлексивности для врача и пациента диктуется новыми развивающимися медицинскими технологиями, с помощью которых можно получить лучшие результаты и сократить время лечения. В призме принципа партиципативности персонализированной медицины в психологической модели иерархическая организация взаимоотношений «врач — пациент» дополняется сетевой организацией общения между субъектами лечебной деятельности. Сетевые связи способствуют тому, что врач для пациента выступает и в роли наставника (профессионального авторитета), и в роли помощника (соратника) на пути к излечению.

Необходимость разработки и внедрения в медицинскую практику психологической модели врачевания вызвана не только доминированием принципа стандартизации и проводимой технократической политикой в современной медицине, но также «линейностью вектора» в профессиональной подготовке врача, где недооценивается социокультурная обусловленность медицинской профессиональной деятельности, роль рефлексивных, субъектных и личностных факторов в профессиональном становлении медика, в системе «врач — пациент» вытесняется их психологическое взаимодействие и его возможный синергетический эффект.

В настоящее время все чаще в своей профессиональной деятельности врачи сталкиваются с разнообразными задачами в условиях неопределенности (переход от ситуации «оказания помощи» к ситуации «предоставления услуг», к рефлексии того, что современная медицина — это прибыльный бизнес; возникновение конфликтов с пациентами и их родственниками; разрешение биоэтических дилемм и т. д.).

Необходимость действовать в таких непредсказуемых ситуациях и принимать оперативные решения требует наличия у медиков высокого уровня компетентности, профессиональной адаптивности и мобильности, установления партнерских отношений в совместной деятельности врача и пациента. Это актуализирует проблему модернизации профессионального медицинского знания.

Проводимые нами исследования по разработке психологической модели врачевания в медицинской практике и медицинском высшем образовании актуализирует принцип партисипативности, который основан на осознанном, мотивированном, активном, ответственном участии человека в профилактике возможных заболеваний и их лечении.

Разрабатываемая психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания позволяет получить новые научные данные в области профессиональной подготовки: дополнить профессиограмму врача новыми индивидуально-психологическими особенностями и субъектными качествами, лежащими в основе партиципационного взаимодействия в системе «врач — пациент».

Персонализированная медицина — это современное направление в здравоохранении. Более углубленное изучение состояния человека, работа с прицелом на будущее, более качественная профилактика — все это дает персонализированная медицина современным пациентам. Основными принципами ее являются четыре П:
— Предиктивность — возможность «предсказать» болезнь;
— Профилактика — принять меры, чтобы заболевание не возникло;
— Персонализация — индивидуальное лечение каждого;
— Партисипативность — непосредственное участие пациента в процессе профилактики и лечения.

Исследование направлено на развитие психологических технологий и методов психодиагностики, которые могут применяться в практической деятельности врача в парадигме персонализированной медицины. Проект предполагает разработку системы психологической помощи в лечебном процессе, базирующейся на результатах практической апробации стратегий и методов психологического сопровождения профессиональной деятельности врача и изменения отношения к болезни пациентов.

Практический эффект заключается во внедрении новых психодиагностических методик как инструментов профессиональной деятельности врачей разного профиля, психологических дисциплин в профессиональные образовательные программы, повышающие эффективность профессионализации медиков в процессе вузовского и послевузовского обучения; программ тренингов и медико-психологического консультирования для субъектов лечебного процесса, оптимизирующих медицинскую практику.

Один из идеологов персонализированной медицины, Лерой Худ, считает, что ее успех невозможен без изменения общественного сознания. Основными характеристиками ПМ идеологи называют «предиктивность», «превентивность», «персонализацию лечебно-профилактических средств», а также «партиципацию» — активное участие пациентов в принятии решений, касающихся собственного здоровья. Успех ПМ будет зависеть от более ответственных и согласованных действий всех сторон, вовлеченных в реализацию этого проекта — предпринимателей, управленцев, ученых, медиков, пациентского сообщества, массмедиа и т. д.

Авторы
Евстифеева
Елена Александровна
д.ф.н., профессор, зав. кафедры психологии и философии Тверская ГМУ (Тверь)
Филиппченкова
Светлана Игоревна
д.псих.н., профессор кафедры психологии и философии ТГМУ (Тверь)
Подписка на новые материалы
Смотрите также
Цифровизация здравоохранения
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Главная темаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Нижегородской области: интеграция в работе специалистов здравоохранения и социальных служб — возможности синергичного эффекта
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Ульяновской области: достижения и перспективы
Пресс-служба Минздрава Ульяновской области
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Чувашской Республики: национальные проекты в действии
Пресс-служба Минздрава Чувашской Республики
Ремедиум Приволжье, № 3 (180) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Оренбургской области: подводя итоги
Пресс-служба Минздрава Оренбургской области
Ремедиум Приволжье, № 2 (179) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения