Организация деловых мероприятий
Н. Новгород, ул. Пушкина, 20, пом. 4
8 (831) 411-19-83

Саморегулирование фармации: зачем и почему?

Преснякова В. В.
Ремедиум Приволжье, № 9 (168) 2018

Как изменится фармацевтический рынок после того, как компании, участники рынка, активно начнут вступать в СРО? Чем обернется этот процесс для компаний и потребителей? Не станет ли образование саморегулируемых организаций в данном сегменте началом монополии? 

Источник: https://adukar.by/news/professia-provizor-i-farmacevt

В настоящий момент, как никогда, назрела необходимость определения новых подходов к регулированию предпринимательских отношений. Общая ситуация на фармацевтическом рынке и его активная трансформация определяют саму идею саморегулирования бизнеса, в том числе — аптечного ритейла.

Закон РФ № 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях» был принят еще в 2007 году, тем не менее сегодня нет ни одной отрасли экономики, где бы была выполнена стратегическая задача по обеспечению приоритетного развития саморегулируемых организаций, не исключая и фармацию.

Вся законодательная база для функционирования саморегулируемых организаций (СРО) включает 134 федеральных закона, 184 постановления правительства, 121 распоряжение правительства, 449 приказов министерств и ведомств (в основном, Минфин, Минюст, Минэкономразвития, Ростехнадзор, Росреестр, Минэнерго, Минсельхоз, Банк России, ФСФР).

В связи с тем, что фармацевтическая сфера является одной из наиболее регулируемых отраслей российской экономики, развитие механизмов саморегулирования здесь особенно актуально. В развитых странах приход к саморегулированию во многих отраслях происходил не столько на основе законодательных инициатив государства, сколько через рыночные процессы, побуждающие субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности к сотрудничеству.

В мировой практике используются различные механизмы и способы регулирования фармацевтической деятельности. Во всех странах с устоявшимися демократическими формами управления и с развитой рыночной экономикой действует эффективная система государственных контрольно-ревизионных органов. Саморегулирование рыночных отношений в странах ЕС и государственное регулирование рынка осуществлялись параллельно с одновременной разработкой корпоративных стандартов и ответственности за их невыполнение.

Например, ещё в 1858 г. в Великобритании была создана организация для практикующих врачей (General Medical Council), ставшая прообразом саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг. В США саморегулирование коснулось всех видов предпринимательской деятельности, в том числе работы отдельных профильных специалистов здраво охранения и фармации.

В свою очередь, с учетом накопленного опыта Европейская комиссия стран Евросоюза определяет такую форму саморегулирования как «добровольно взятые на себя компанией обязательства в отношении потребителей, причем субъекты саморегулирования рассматриваются либо по отдельности, либо в качестве членов ассоциации производителей и дилеров, организации, или даже подрядчиков другого предприятия».

Сегодня и для российского фармацевтического рынка вопросы саморегулирования являются жизненно важными для всех секторов, в то же время аптечный сектор испытывает острую заинтересованность в их решении в силу большого числа представленных здесь субъектов рынка и объективной сложности процессов координации их деятельности.

Несмотря на возросшую актуальность сферы саморегулирования в фармацевтической сфере, в целом, и на аптечном рынке, в частности, до сегодняшнего дня в ритейле СРО не работали в полном объеме. Саморегулирование по сути не может быть внедрено сверху. Оно может состояться только при активном участии самого профессионального и предпринимательского сообщества.

Сегодня в структуре российского аптечного рынка более четверти всех аптечных учреждений остаются независимыми. Особенно велика доля несетевых аптек в регионах. По данным компании DSM Group в Москве независимых аптек чуть более 30%, а в республиках Северного Кавказа их доля доходит до 74%. В Нижегородском регионе доля несетевых независимых аптек составляет 16,7%, что составляет около 300 аптечных учреждений.

Мы много говорим о перспективности малого бизнеса и необходимости его развития в России. Тем не менее в ритейле процесс «консолидации и объединения» не останавливается. И сегодня именно малый и средний бизнес нуждается в поддержке, защите, в представлении своих интересов. СРО — это как раз та форма консолидированной работы, которая позволяет малому и среднему ритейлу работать согласно четким, но гибким стандартам и процедурам, которые легко адаптируются к изменяющимся обстоятельствам и позволяют быстро заполнить пробелы в законодательстве.

В фармации и медицине саморегулирование является добровольным, а не обязательным, как, например, для СРО в строительстве. На сегодняшний день в Росреестре зарегистрирован статус саморегулируемых организаций: НП «Фармацевтическое единство» и СРО НП «Стандарты фармацевтического рынка», действующие с 2010 года, СРО Союз производителей БАД, получивший статус СРО в 2014 году. В июле 2018 года сразу двум аптечным ассоциации присвоен статус СРО. Первой в реестр саморегулируемых организаций вошла Ассоциация независимых аптек, за ними такой статус получила и ААУ «СоюзФарма».

Преимущества саморегулирования

Во-первых, система СРО облегчает взаимодействие самого рынка и организации. Во-вторых, СРО лучше адаптированы к условиям конкретной сферы бизнеса и особенностям взаимодействия между участниками рынка. В-третьих, разрешение внутренних проблем и конфликтов при участии СРО обходится дешевле и занимает меньше времени, чем судебное разбирательство.

Наконец, самое главное, создание организаций саморегулирования усиливает прозрачность и структурированность бизнеса, позитивно сказывается на отношении к нему общества, ориентируясь при этом на социальную составляющую фармацевтического ритейла. Предусмотренные саморегулированием обязательные требования к осуществлению самоконтроля для участников саморегулируемых организаций должны стать для потребителей гарантией качества и безопасности продукции членов СРО, защитить население от недобросовестного предпринимательства.

Государство в лице СРО должно получить помощника и гаранта в реализации социальноэкономических планов и программ. Любая саморегулируемая организация имеет четкий механизм внутреннего контроля, проводит регулярные проверки на соответствие требованиям законодательства и установленным стандартам.

Саморегулирование — институт, который дает в перспективе возможность минимизировать административные барьеры и контрольно надзорные функции государства, сделать этот контроль более эффективным, менее обременительным для ритейла, но при сохранении и усилении ответственности перед потребителями. Наиболее приспособленной формой в этих отношениях является государственное делегирование полномочий профессиональным организациям.

Основные проблемы в саморегулировании сегодня связаны с несовершенством законодательства, которое сформировано без учета мнения профессионального и предпринимательского сообщества. И самое главное, что законодательная конструкция не предусматривает обратной связи государства с отраслевыми СРО. В основе саморегулирования по сути лежит понятие профессионализма, отражающее отношение человека к его деятельности, его готовность публично отстаивать интересы профессии.

Профессиональным организациям и СРО в фармации следует консолидироваться с этой целью. Необходимо провести комплексный анализ причин недостаточной результативности системы саморегулирования в ритейле, в идеале разработать Стратегии и Дорожную карту развития саморегулирования аптечной розницы. По сути, параметры регулирования должны устанавливаться государством (исполнительными органами власти) и саморегулируемыми организациями (профессиональными ассоциациями и фармацевтическими обществами).

В результате профессиональное и предпринимательское сообщество должно быть равноправным партнером всех ветвей власти и потребителей в сфере саморегулирования. Именно СРО должно стать той структурой, которая по умолчанию обладает значительным влиянием на отрасль. Мы уверены, что саморегулируемые организации станут реальными проводниками государственных интересов в предпринимательской среде, снижая затраты государства, повышая ответственность и социальную ориентированность бизнеса.

И уже сегодня саморегулируемые организации смогут оказать существенное влияние на развитие розничного фармацевтического рынка России и, усилив голос каждого участника, обозначив круг запросов и интересов, отстаивая их, гармонизировать регуляторные нормы, дать бизнесу возможность расти, укрепляя экономику отрасли и страны, а также систему здравоохранения в целом.

Авторы
Преснякова
Виктория Валентиновна
к.фарм.н., исполнительный директор СРО АСНА (Москва)
Подписка на новые материалы
Смотрите также
Цифровизация здравоохранения
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Главная темаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Нижегородской области: интеграция в работе специалистов здравоохранения и социальных служб — возможности синергичного эффекта
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Ульяновской области: достижения и перспективы
Пресс-служба Минздрава Ульяновской области
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Чувашской Республики: национальные проекты в действии
Пресс-служба Минздрава Чувашской Республики
Ремедиум Приволжье, № 3 (180) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Оренбургской области: подводя итоги
Пресс-служба Минздрава Оренбургской области
Ремедиум Приволжье, № 2 (179) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения