Организация деловых мероприятий
Н. Новгород, ул. Пушкина, 20, пом. 4
8 (831) 411-19-83

Защита персональных данных

Александрова О. Ю., Вольская Е. А.
Ремедиум Приволжье, № 2 (171) 2019

Движение массивов персональных данных, обмен данными из разных баз — неизбежные процессы, которые со временем будут только активизироваться. При этом необходимо обеспечить права граждан на конфиденциальность, защиту персональных данных и неприкосновенность частной жизни. Особенно актуальны эти проблемы в сфере здравоохранения, ведь на повестке дня весьма деликатный вопрос — защита персональных данных пациентов как при оказании им медицинской помощи, так и в рамках медико-социальных проектов и научных исследований. 

Источник: http://polinki11school.68edu.ru/2018/09/27/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D1%8B-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%88%D1%8C-%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81/

Проблема защиты персональных данных (ПД) оказалась в центре внимания и в нашей стране, и за рубежом. Это редкое совпадение интересов неслучайно: обеспечение конфиденциальности ПД является оборотной стороной процессов информатизации, цифровизации, глобализации информационных потоков и обмена данными, формирования объемных массивов информации, непосредственно относящейся к гражданам, и их последующего многоцелевого использования.

Накопление информационных массивов открывает перед специалистами — аналитиками, учеными, менеджерами — небывалые перспективы. В то же время в процессе обработки информационных ресурсов, включающих сведения о конкретных личностях и их частной жизни, в т. ч. данные о здоровье, эта информация должна быть защищена от несанкционированного доступа.

Государство повсеместно берет на себя функцию регулирования сферы обращения ПД. 2017−2018 гг. стали новым этапом развития государственного регулирования в данной сфере как в России, так и за рубежом.

Регуляторные нормы в области ПД в России и в ЕС

  1. Закон, регулирующий общие вопросы информационной безопасности, был принят в нашей стране в 2006 году, с тех пор он неоднократно актуализировался и теперь его название «Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“». В ЕС эти задачи решает рамочный законодательный акт — Директива 2016/1148, направленная на обеспечение безопасности коммуникационных сетей и информационных систем.
  2. Принятый в 2006 г. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ (далее по тексту — закон № 152-ФЗ) имеет целью обеспечение защиты ПД граждан при их обработке.
  3. Обращение с ПД при оказании гражданам медицинских услуг специально регулируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. Требование защиты ПД субъектов клинических исследований прописано в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ и в соответствующих подзаконных актах, например в приказе Минздрава России № 200н от 01.04.2016.
  4. С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), которые ужесточили ответственность за нарушения законодательства в области ПД. Статья 13.11 КоАП получила новое название — «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» (старое название — «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»). В настоящее время предусматривается семь составов правонарушений вместо одного, указанного в старой редакции, а размеры штрафов значительно увеличены для физических, должностных и юридических лиц (максимальный размер штрафа — 75 тыс. руб.). Это свидетельствует о внимании законодателей к проблеме защиты ПД.

Регуляторы Европейского союза пошли похожим путем, выстроив иерархию нормативно-правовых актов: в 2016 году Европарламент принял новый закон прямого действия — общий законодательный акт «Регламент № 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского союза „О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС“» (далее по тексту — Регламент № 679), который вступил в силу 25 мая 2018 года.

Регламент № 679 устанавливает правила обработки ПД, общие для всех стран ЕС, и учитывает произошедшие в последние годы изменения в сфере компьютерных технологий, существенно повлиявшие на процесс не только обработки данных, но и их хранения. Этим актом существенно детализированы требования к организациям и лицам, работающим с ПД.

Вопрос обеспечения конфиденциальности физических лиц отражен также в нормативных актах, посвященных медицинскому и социальному обеспечению на территории ЕС, например в Директиве 2011/24 Европарламента и Совета ЕС о правах пациентов при трансграничном медицинском обеспечении.

Защита ПД субъектов клинических исследований, соответственно, регулируется Регламентом № 536/2014 о клинических исследованиях ЛС. Хотелось бы отметить, что действующее регулирование в сфере ПД в нашей стране и в ЕС очень сходно, регламентирующие требования вовсе не противоречат друг другу и отражают единые принципы обеспечения прав субъектов на защиту ПД и неприкосновенность личной сферы, т. е. частной жизни.

При этом субъект ПД рассматривается как единственная персона, полномочная принимать решения в отношении личной информации (за исключением особых случаев, оговоренных законом).

Правда, степень детализации положений и требований в Регламенте № 679 более высокая, чем в законе № 152, в частности, это касается ПД о здоровье. Однако концептуальная близость регулирования является позитивным фактором, важным для взаимодействия операторов при выполнении международных проектов, связанных с ПД, на территории стран ЕС и России.

Принципы защиты персональных данных

Принципы защиты ПД при их обработке в целях обеспечения прав субъектов сформулированы как в законе № 152, так и в Регламенте № 679. Одним из основных принципов является информированное добровольное согласие субъекта ПД на их обработку, которая может включать сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу, предоставление доступа, обезличивание, блокировку, удаление, уничтожение, т. е. все действия и операции в отношении ПД с использованием средств автоматизации или без них. При этом субъект ПД имеет право отозвать свое согласие на обработку в любой момент.

Законодательно установлены требования к защите ПД при их обработке:

  • обработка ПД должна осуществляться на законной основе;
  • содержание и объем обрабатываемых ПД должны соответствовать заявленным целям обработки;
  • обрабатываемые ПД не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

В Регламенте № 679 даны краткие, но емкие формулировки этих принципов:

  • «законность, беспристрастность и прозрачность»;
  • «целевое ограничение» (сбор и обработка в соответствии с поставленной целью);
  • «минимизация данных» (недопущение избыточного сбора данных, не соответствующих цели);
  • «точность»;
  • «ограничение по хранению» (сроки хранения оговариваются заранее);
  • «целостность и конфиденциальность».

Еще одним принципом защиты ПД можно считать строгую ответственность юридического или физического лица, осуществляющего обработку ПД. Российский закон № 152 вводит для этого лица термин «оператор ПД». В англоязычной версии Регламента № 679 это лицо названо контролером ПД.

Однако определения сути этих терминов позволяют считать, что под ними подразумевается одно и то же (таблица). К тому же в версиях Регламента № 679, опубликованных на других языках в официальных бюллетенях государств — членов ЕС, которые имеют равную силу, это же лицо называется и контролером, и оператором, и просто ответственным лицом за обработку ПД.

Персональные данные медицинского характера

В Российской Федерации закон № 152-ФЗ под ПД понимает любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.

Регламент № 679 дает идентичное толкование данному термину, но раскрывает его содержание:

Персональные данные — любая информация, относящаяся к идентифицированному или идентифицируемому физическому лицу («субъект данных»), «идентифицируемое лицо — это лицо, которое может быть идентифицировано прямо или косвенно, в частности, посредством таких идентификаторов, как имя, идентификационный номер, сведения о местоположении, идентификатор в режиме онлайн, или через один или несколько признаков, характерных для физической, психологической, генетической, умственной, экономической, культурной или социальной идентичности указанного субъекта».

ПД медицинского характера представляют собой особую, чрезвычайно чувствительную для граждан категорию ПД. Поэтому организациям, осуществляющим сбор, обработку, а также использование ПД пациентов, предписывается особенно внимательно относиться к вопросу обеспечения конфиденциальности столь деликатной информации, тем более что Федеральный закон № 323-ФЗ требует от медицинских работников соблюдения врачебной (профессиональной) тайны в отношении любых данных о пациентах, их диагнозе, процессе лечения, результатах медицинских обследований и т. п.

Наше законодательство не содержит специального термина для таких данных. Регламент № 679 вводит понятие «данные, относящиеся к здоровью» и определяет его как «персональные данные, касающиеся физического или психического здоровья физического лица, в т. ч. предоставления медицинских услуг, которые содержат информацию о состоянии его/ее здоровья» (подстрочный перевод автора), а также поясняет, что связанные со здоровьем ПД должны включать в себя все данные, которые относятся к состоянию здоровья субъекта и содержат информацию о прошлом, текущем и будущем физическом или психологическом состоянии субъекта данных.

Сюда относится:

  • информация о физическом лице, собранная при предоставлении медицинских услуг;
  • номер, символ или знак, присвоенные физическому лицу для его однозначной идентификации в медицинских целях (например, номер страхового свидетельства);
  • информация, полученная в результате исследования или обследования части тела или телесного материала, включая генетические данные и биологические образцы;
  • любая информация, например о заболевании, инвалидности, риске заболевания, медицинском анамнезе, лечении или о физиологическом или медико-биологическом состоянии субъекта данных, независимо от источника данных.

Как и закон № 152-ФЗ, Регламент № 679 дает определение генетическим данным:

Это «персональные данные в отношении унаследованных или приобретенных характеристик физического лица, которые были получены в результате анализа биологического образца соответствующего лица, в частности в результате хромосомного анализа, анализа ДНК или РНК, или анализа иных элементов, позволяющего получить эквивалентную информацию».

Еще один законодательно введенный термин — «биометрические данные», он применяется в особых случаях, когда требуется на основании какой-либо информации с помощью специальных средств идентифицировать личность гражданина (например, при дактилоскопической экспертизе или по генетическим образцам при розыскной работе правоохранительных органов), однако это не относится к оказанию медицинской помощи или научным исследованиям.

Частный случай ПД — биообразцы в биобанках

Биобанки, позволяющие хранить в течение многих лет в условиях низких температур коллекции биообразцов тканей, клеток, крови и других жидкостей организма людей (пациентов), играют ключевую роль в развитии медицинской науки. Они являются источниками для исследования причин заболеваний и их маркеров, способствуют созданию новых способов диагностики и лечения.

В то же время биобанки можно рассматривать как собрания ПД пациентов, поскольку они содержат большие объемы информации об организме, заболевании и состоянии здоровья доноров биообразцов, особенно если биообразцы позволяют получить результаты генетических анализов, о чем прямо говорится в Регламенте № 679.

Соответственно, к биобанкам применимо законодательство о ПД, как российское, так и европейское, особенно в отношении защиты содержащихся в них ПД от несанкционированного доступа. В соответствии с Регламентом № 679, для биобанков следует описывать жизненный цикл хранящихся в них ПД с указанием длительности хранения и основания для хранения данных.

К теме биобанков близка проблематика больших данных (big data), которая в последнее время привлекает к себе пристальное внимание. С формированием массивов больших данных многие специалисты связывают надежды на серьезный прогресс медицины.

На ресурсе Pubmed при поиске по ключевому слову «big data» в октябре 2018 года было найдено 12 817 публикаций, что свидетельствует о том, что этой теме исследователи уделяют большое внимание. Потенциал больших данных заключается не столько в сборе и хранении огромных массивов информации, сколько в возможностях их анализа.

Речь идет об особых информационных технологиях, позволяющих с помощью специальных аналитических программ и алгоритмов получить ответы на вопросы, которые раньше даже не ставились ни в клинической практике, ни в научных исследованиях. Однако при формировании массивов больших данных эксперты рекомендуют учитывать важные правовые аспекты.

Опыт работы с массивами больших данных показал, что сбор информации, произведенный без учета заранее сформулированной конкретной цели, не оправдывает себя, поскольку использованные аналитические алгоритмы без четкой постановки вопроса могут дать корреляции между группами данных, на самом деле независимых друг от друга.

Возникает лишний, способный ввести в заблуждение «информационный шум». Очевидно, целесообразно говорить не столько о больших данных, сколько об «умных данных» (smart data). Для этого нужно иметь в массиве данные, необходимые для решения определенной проблемы или ответа на конкретный вопрос, т. е. решающее значение имеет не гигантский объем данных, а их качество с точки зрения поставленной цели.

Целенаправленный поиск данных, важных для решения проблемы, соответствовал бы принципу «минимизации» (Регламент № 679) больше, чем метод накопления любых медицинских ПД. Для ответа на исследовательский вопрос следует собирать только те данные, которые необходимы.

Термин «smart data» постепенно входит в обращение и применяется все чаще (5432 результата поиска в pubmed в середине октября 2018 г.), в то время как «big data» стал уже привычным. Однако возможности, связанные с аналитическими технологиями обработки больших данных, таят в себе потенциальный риск: в огромных массивах данных может оказаться легче идентифицировать отдельных пациентов, несмотря на широко применяемую методику псевдонимизации.

Более того, есть сообщения о том, что при обработке больших массивов медицинских данных, содержащих различные сведения о конкретных пациентах, случается идентификация (реидентификация) личности. Так, сочетания трех демографических признаков (пола, 5-значного почтового индекса домашнего адреса и даты рождения) оказалось достаточно, чтобы идентифицировать 87% американского населения.

Некоторые эксперты указывают, что в настоящее время в больших массивах медицинских данных обеспечить анонимность личности, если сведений о ней в массиве достаточно, очень сложно. В этой ситуации единственный надежный выход из положения — получение в соответствии с действующими требованиями информированного согласия пациента на использование ПД в массивах больших данных.

Персональные данные субъектов клинических исследований

ПД субъектов клинических и других научных исследований подлежат особенно строгой защите. С одной стороны, это обусловлено их участием в проекте с целью в первую очередь способствовать прогрессу науки и лишь во вторую (и то далеко не всегда) — получить передовое лечение.

С другой стороны, собранные в ходе исследования и зафиксированные в индивидуальных регистрационных картах (case report form) медицинские данные являются наиболее ценным материалом для спонсора проекта, т.к. служат доказательной базой регистрационного досье на лекарственный препарат. Поэтому спонсор не менее заинтересован в защите этих данных.

В Российской Федерации при проведении клинических исследований, спонсируемых зарубежными компаниями с намерением зарегистрировать исследуемый ЛП в ЕС, участникам исследования (CRO, медицинским организациям и независимым этическим комитетам) приходится учитывать требования европейского Регламента № 679, т. к. он предусматривает, что прописанные в нем требования по защите ПД должны применяться в отношении физических лиц вне зависимости от их гражданства или места жительства при обработке их ПД (п. 14 преамбулы).

Несмотря на сходство принципов и способов защиты ПД, некоторые отличия в рассматриваемых документах все же имеются. Хотя они не принципиальные, а, скорее, чисто терминологические, при формальном включении в отечественный контент защиты субъектов исследований неизбежно возникают вопросы.

Обязательным условием сбора ПД медицинского характера в клинических исследованиях является защита кодами данных, с помощью которых можно идентифицировать личность.

Закон № 152-ФЗ содержит на этот счет следующее положение:

«Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: … 9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях … при условии обязательного обезличивания персональных данных» (ст. 6).

Обезличивание ПД — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность ПД конкретному субъекту. Регламент № 679 также содержит требования в отношении обработки ПД в целях научного исследования, в т. ч. проводимого в интересах общества в сфере здравоохранения.

К таким проектам применяются специальные условия, в частности в отношении публикации или иного использования ПД, а именно: как и в российском законодательстве, требуется защита ПД посредством их псевдонимизации.

Под термином «псевдонимизация» Регламент № 679 понимает обработку ПД таким образом, что ПД не могут быть больше отнесены к определенному субъекту данных без использования дополнительной информации при условии, что дополнительная информация хранится отдельно и подлежит техническим и организационным мерам, гарантирующим, что ПД не могут быть отнесены к идентифицированному или идентифицируемому физическому лицу.

Непривычный термин, однако, не является новшеством: в российской нормативной базе имеется документ рекомендательного характера — ГОСТ Р 55036−2012 «Информатизация здоровья. Псевдонимизация», предназначенный в т. ч. и для применения в области «клинических испытаний и пострегистрационного мониторинга побочных действий лекарственных препаратов».

В соответствии с определением указанного ГОСТа, являющегося авторизованным переводом стандарта ISO/TS 25237:2008, «Псевдонимизация (pseudonymization) — это особый случай обезличивания, при котором помимо удаления прямой связи с субъектом данных создается связь между конкретной совокупностью характеристик этого субъекта и одним или несколькими псевдонимами».

То есть если в случае обезличивания достигается замена идентифицирующих ПД пациента каким-либо кодом, так чтобы невозможно было без «ключа» идентифицировать его личность, то при псевдонимизации часть ПД, а именно данные медицинского характера, вносимые в CRF, под определенным псевдонимом (кодом) делаются доступными для обработки. Но эти данные связать с личностью субъекта возможно опять-таки только при наличии «ключа» (рис.).

Однако в рамках клинических исследований возможен и прямой доступ к идентифицирующим данным субъекта КИ, содержащимся в оригинальных медицинских записях субъекта. Он может быть открыт для проверки процедур и/или данных клинического исследования определенному кругу сотрудников регуляторных органов (инспекторам), представителям спонсора (мониторам, аудиторам), членам этических комитетов. Все эти лица обязаны соблюдать конфиденциальность информации.

Условием допуска является добровольное информированное согласие субъекта. Таким образом, добровольное информированное согласие субъекта ПД является основным условием легальной обработки и использования принадлежащих личности сведений, включая биологическую (генетическую) информацию, полученную из биообразцов, во всех рассмотренных выше случаях.

Вместо заключения

Защита ПД граждан в целом и пациентов в частности представляет собой сложную проблему, в которой переплетаются интересы общества, науки и ее представителей и отдельных личностей. В статье невозможно раскрыть все ее аспекты.

Задачей авторов было сравнить основные регуляторные нормы, действующие в нашей стране и в европейских государствах, чтобы выявить общие тенденции в защите ПД и обеспечении права личности на конфиденциальность и увидеть различия в подходах. Как было показано, действующие в России и ЕС нормы вполне гармонично сочетаются.

Материал взят из источника: журнал «Ремедиум» № 10, 2018.
Таблица
Рисунок
Авторы
Александрова
Оксана Юрьевна
д.м.н., профессор, зам. директора МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского по учебной работе, декан ФУВ МОНИКИ (Москва)
Вольская
Елена Алексеевна
проректор по научной работе МГМСУ им. А.И. Евдокимова (Москва)
Подписка на новые материалы
Смотрите также
Цифровизация здравоохранения
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Главная темаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Нижегородской области: интеграция в работе специалистов здравоохранения и социальных служб — возможности синергичного эффекта
Редакт. Медиаль
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Ульяновской области: достижения и перспективы
Пресс-служба Минздрава Ульяновской области
Ремедиум Приволжье, №4−5 (181) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Чувашской Республики: национальные проекты в действии
Пресс-служба Минздрава Чувашской Республики
Ремедиум Приволжье, № 3 (180) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Оренбургской области: подводя итоги
Пресс-служба Минздрава Оренбургской области
Ремедиум Приволжье, № 2 (179) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения