Стратегические вызовы фармацевтической отрасли
Ремедиум Приволжье, № 3 (172) 2019
На протяжении не одного десятка лет фармацевтическая деятельность относилась к социальной сфере обслуживания (как и система здравоохранения в целом), главной функцией которой являлось своевременное, качественное, доступное, корректное, соответствующее этическим нормам лекарственное обеспечение населения и медицинских организаций. Однако, последние 25 лет экономическое направление является главенствующим принципом.
Эти два направления, безусловно, являются противоположными принципами с точки зрения эклектики. Настораживает тот факт, что сегодня более 2/3 специалистов фармацевтических организаций отрицают социальное направление в фармации, отдавая предпочтение экономическому направлению, что не может не вызывать опасения.
У фармацевтических работников также возникают опасения в существующей эклектике роста фармацевтических организаций наряду со снижением объемов потребления фармацевтической продукции. На основе анализа данных по развитию фармацевтического рынка прирост объема потребления фармацевтической продукции в 2018 году в сравнении с 2017 годом составил 3% — в 2 раза ниже, чем в 2017-м к 2016 году. Более того, за последние пять лет объем рынка (по количеству единиц) сократился в разы.
Прироста «отечественной» доли фармацевтического рынка в рублевой динамике можно считать не стало (0,7%), а в натуральном выражении отмечается снижение на 5%. Фармацевтический рынок характеризуется высокой насыщенностью аптечными учреждениями (всего 65,5 тыс. объектов). Усредненный показатель по количеству аптек на 10 тыс. населения составил 4,4 — от 5,3% по ДФО и до 3,0 по СКФО.
В ПФО этот показатель достиг 4,6 (в целом по России 2174 человека на одну аптеку). Прирост к 2017 году составил 3% (от 2% по ЗФО и СКФО до 32% в ДФО, снижение наблюдалось только в СФ). По ПФО этот показатель близок к средней величине по России и составил 4%.
Как следует из приведенных цифр, физическая доступность лекарственной помощи достаточно высока. Однако, к великому сожалению, количество переходит в качество со знаком минус для показателя «качество».
Не отмечено сокращений в нарушении фармацевтической деятельности:
- нарушения правил хранения (отсутствие оборудования, несоблюдение температурного режима, режима освещенности помещений);
- проведения внутреннего аудита качества, структуре или полноте содержания СОПов;
- учета операций, касающихся ЛП.
Особое место в структуре нарушений занимают нарушения в правилах отпуска рецептурных ЛП. Внимание нарушению правил отпуска рецептурных ЛП было уделено еще на 2-м Всероссийском съезде фармацевтических работников, где были представлены результаты исследования, проведенного союзом «НФП» в 2017 году.
В основном респонденты высказались за усиление контроля «по всем фронтам» (и врачи, и аптеки). С нашей точки зрения, это не выход из положения — чем больше контроля, тем больше нарушений (как это ни странно, но наши исследования это подтверждают). Значит, дело не в контроле, а в других причинах, опять же, с нашей точки зрения.
Причин тому несколько — низкий профессиональный уровень, неуважение к себе как к специалисту, противоречия в нормативных документах (НД), «частота сменяемости НД», «введение норм невозможных к исполнению». Кроме нарушений в аптечных организациях нельзя не отметить и такие направления, как транспортировка, производственный контроль, уничтожение ЛП, проведение доклинических и клинических условий.
Особое место в фармацевтической деятельности занимает информационно-консультационная помощь пациентам. Однако и в этом направлении проблем больше чем достаточно: неполно даются сведения о фармакотерапевтическом действии лекарственных препаратов, игнорируется информация о побочных действиях ЛП, не дается информация о правилах применения и хранения ЛП в домашних условиях и др.
Негативная оценка деятельности фармацевтических организаций («навязывание» ЛП, сокрытие или умышленное сокращение ассортимента отдельных «невыгодных» ЛП, не этичное продвижение продукции по маркетинговым договорам со всеми вытекающими последствиями и др.) привела к тому, что система обращения ЛП берется на особый контроль со стороны законодательной и исполнительной власти по четырем направлениям:
- Государственная регистрация.
- Порядок реализации.
- Льготное лекарственное обеспечение.
- Информатизация и цифровизация.
Приняты решения (некоторые уже реализуются) по разработке «Дорожной карты» (25.03.2019), пересмотру НД (сроки внесения проектов до 01.02.2020). Ведется обсуждение по разработке закона об аптечных сетях с учетом антимонопольных ограничений, лояльности к реализации ЛП отечественного производства, расширения ассортимента товаров аптечного ассортимента, организации отделов по изготовлению экстемпоральных лекарственных форм.
Особое внимание планируется уделить формированию объективно-профессиональных отношений между производителями ЛП и аптечными сетями в целях предотвращения дискриминационных моментов в отношении аптечных сетей к отечественным фармкомпаниям — производителям ЛС («полочное пространство», маркетинговые договоры).
Предлагается внесение изменений в систему лекарственного обеспечения льготополучателей в части пересмотра схемы финансирования, пересмотра дублирующих льгот, отмены права на монетизацию льгот. Нельзя не отметить еще одно достаточно болезненно-острое направление — онлайн-реализацию лекарственных препаратов. В 2017 году рост онлайн-рынка составил 32%.
По предварительным прогнозам в 2018 году рынок вырастет на 43%. На новом витке рассматривается это «явление» сегодня на российском фармацевтическом рынке. Становится очевидным — онлайн-продажам быть после разработки соответствующих нормативных документов и внесения изменений в действующие нормативные правовые документы.
Ожидаются и прогнозируются и другие эклектичные тенденции, такие как:
- продажа лекарств в магазинах розничных торговых сетей (Х5 «Магнит», OZON) (заявка «Магнит» — 2000 аптек);
- дистрибьюторы занимают розничный рынок («Протек», «Катрен»);
- реализация аптеками скопившегося товара в рамках маркетинговых договоров ниже рыночной стоимости (когда поставщик открывает свои аптеки; с заниженной точкой рентабельности — снижает наценку 10−15% и увеличивая рост убыточных аптек);
- индивидуальное ценообразование — на топовый ассортимент наценка 0% или отрицательная для привлечения покупателей, а получение маржи — за счет эксклюзивных материалов (А. Буздалин «еАптека»);
- микшируются принципы аптечного бизнеса и саморегулирования (управляющая компания контролирует не процессы, а результат коммерческой деятельности («АСНА», «Союзфарма»);
- создание единого оператора по управлению больничными аптеками.
Прогнозируемые изменения требуют от фармацевтических работников активизации профессиональной деятельности, актуализации знаний, совершенствования компетентностного уровня. В связи с чем провизорам и фармацевтам, с нашей точки зрения, следует пересмотреть отношение к непрерывному профессиональному образованию через различные образовательные мероприятия (тематические конференции, мастер-классы, вебинары, проектные обсуждения).
Необходимо не просто быть их слушателями и получать объективную и свое временную информацию о происходящих изменениях в системе обращения лекарственных средств, но и становиться активными участниками обсуждений предложенных проектов нормативных документов на сайте regulation.gov.ru (любой желающий, пройдя процедуру регистрации, через свой «Личный кабинет» в разделе «Проекты» может просто проголосовать или оставить комментарии по тексту проекта).